Нормативно – правовая база по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
— Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»(принят Государственной Думой 20 июля 1995г., одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995г.)
— Конвенция «О правах инвалидов» (Принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008)
— Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1309 от 9 ноября 2015 г. «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услугв сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
— Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».
— Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (принят Государственной Думой 21 ноября 2014г., одобрен советом Федерации 26 ноября 2014 г.)
— Приказ от 15 октября 2015г. № 723н «Об утверждении формы и порядка представления органами исполнительной власти субъектов индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида».
— Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы.
— Постановление Правительства РФ от 17.05.2017 №575 «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»и обновления информации об образовательной организации»
— Постановление администрации г. Тамбова №9073 от 11.12.2015 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в муниципальном образовании городской округ – город Тамбов (2015-2020 годы)»
— Приказ Управления дошкольного образования администрации г.Тамбова №44 от 16.02.2016г. «О реализации мероприятий по обеспечению доступности муниципальных дошкольных образовательных учреждений для лиц с ограниченными физическими возможностями»
Информация о реализации адаптированных образовательных программ
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Берёзка» в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования реализуются адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с нарушениями речи, адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Эти программы направлены на обеспечение психолого-медико — педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях комплексной коррекции отклонений в развитии; оказание воспитанникам квалифицированной помощи в освоении программы дошкольного образования с учетом возрастных, индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей в ходе организации разнообразных видов детской деятельности.
Наличие групп
В МБДОУ «Детский сад «Берёзка» в 2023-2024 учебном году нет групп комбинированной направленности.
На 01.09.2023 в МБДОУ «Детский сад «Берёзка» воспитываются 13 детей с ограниченными возможностями здоровья и 3 ребенка-инвалида.
Создание материально-технических условий
В МБДОУ «Детский сад «Берёзка» для детей с ограниченными возможностями здоровья созданы следующие условия:
— обеспечивается равный доступ к образованию для всех воспитанников с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
— осуществляется психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальным маршрутом развития;
— действует медико-педагогический консилиум, целью деятельности которого является обеспечение диагностико-коррекционного медико-педагогического сопровождения воспитанников.
В МБДОУ «Детский сад «Берёзка» ведется постоянная работа по созданию предметно-развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС ДО и СанПиН.
Развивающая предметно-пространственная среда учреждения пополняется современными информационными стендами, игровым оборудованием, дидактическими материалами для организации познавательно-исследовательской деятельности, восприятия произведений художественной литературы и фольклора, изобразительного, музыкального искусства, двигательной деятельности, элементарного бытового труда.
Созданная в учреждении развивающаяся предметно-пространственная среда предоставляет ребенку свободу выбора форм активности, обеспечивает содержание разных форм детской деятельности, безопасна и комфорта, соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка, обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Материально-технические условия позволяют обеспечить достаточный уровень физического, художественно-эстетического, речевого, социально-коммуникативного, познавательного развития детей дошкольного возраста, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Кабинет педагога-психолога предназначен для организации индивидуальной и подгрупповой работы с детьми по коррекции познавательной, личностной, эмоционально-волевой сферы. В нем имеется оборудование, предназначенное для снятия эмоционального напряжения, развития зрительно-тактильного восприятия, развития мелкой моторики и психических процессов;
Кабинет учителя-логопеда оборудован методической литературой, дидактическими пособиями для организации индивидуальных и подгрупповых коррекционных логопедических занятий с детьми, консультирования родителей; инструментами для постановки звуков.
Таким образом, в детском саду созданы необходимые условия для организации образовательного процесса и всестороннего развития личности дошкольников, а также лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Наличие оборудованных учебных кабинетов для проведения занятий, объектов спорта, средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.
В МБДОУ «Детский сад «Берёзка» имеются:
- 8 групповых помещений с необходимым оборудованием в соответствии с возрастом и особенностями детей;
- 2 музыкально-спортивных зала;
- 2 кабинета учителя-логопеда, педагога-психолога;
- методический кабинет;
- прачечная (оборудована в первом корпусе).
Дошкольное учреждение оснащено системой передачи извещения о пожаре, автоматической пожарной сигнализацией, системой аварийного освещения, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, системой видеонаблюдения, тревожной кнопкой.
На территории МБДОУ имеются 9 групповых площадок, теневые навесы для прогулок. Для занятий спортом оборудованы 2 спортивные площадки. На протяжении летнего периода территорию детского сада украшают клумбы.
Материально-техническая база детского сада постоянно совершенствуется, изменяется и пополняется в соответствии с нормативными требованиями.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ не предоставляется.
ЭОР, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ
В рамках образовательного процесса осуществляется доступ воспитанников к образовательным ресурсам сети Интернет под руководством педагога, проводящего занятие.
Исключён доступ воспитанников сети Интернет без присутствия педагога.
Для проведения занятий с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия информации.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Совместная работа на основе договорных обязательств с ТОГБУЗ «Городская детская поликлиника № 2 имени Архиепископа Луки» города Тамбова позволяет осуществлять медицинский контроль за состоянием здоровья воспитанников, регулярно проводить медицинские обследования детей врачом-педиатром и профилактические осмотры врачами узких специальностей детей декретированных возрастов.
В детском саду действует комплексная система оздоровления детей, предусматривающая организацию оздоровительной, лечебно-профилактической и воспитательно-образовательной работы во всех возрастных группах детского сада.
В Учреждении проводятся лечебно-профилактические мероприятия. Оценка состояния здоровья детей проводится на основании текущих наблюдений и по итогам профилактических осмотров.
В детском саду организовано 4 разовое питание согласно примерному 10 — дневному меню, разработанному на основе физиологических норм питания. В меню представлены разнообразные блюда, между завтраком и обедом дети получают второй завтрак в виде соков, кисломолочных продуктов, фруктов, выпечки. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, творог, мясо, рыба.
Основные принципы организации питания:
- выполнение режима питания (4х разовый прием пищи);
- полноценное питание;
- гигиена приема пищи;
- индивидуальный подход к детям во время питания.
При организации питания в ДОУ важно не только накормить ребенка, но и сформировать у него рациональное пищевое поведение как неотъемлемую и важнейшую часть здорового образа жизни. Прием пищи воспитанниками осуществляется непосредственно в групповой ячейке, выполненной в спокойных, насыщенных цветах в соответствии с единым дизайн-проектом.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ «Детский сад «Берёзка» введен в эксплуатацию в 1979 году (корпус 1), в 1959 году (корпус 2). Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Входная площадка имеет звонок при входе, вывеску с названием организации, графиком работы организации, планы здания. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.
В МБДОУ также создаются условия доступности для всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- Организована зона целевого приема всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- Разработан паспорт доступности учреждения с учетом всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья.
- У входа в здание оборудована кнопка вызова персонала.
- Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: 1 учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
- В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
- При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, набивные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты.
- Коррекционно–развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится по адаптированным образовательным программам, разработанным на основе специальных методических разработок и дидактических пособий.
В МБДОУ «Детский сад «Берёзка» обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, электронным образовательным ресурсам, а также наличие специальных технических средств обучения, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрены.
Информация о педагогах – специалистах, работающих с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья
- Чумичева Светлана Михайловна – учитель-логопед,
- Савина Надежда Юрьевна — педагог-психолог
- Новикова Анна Григорьевна — инструктор по физической культуре,
- Макаревич Олеся Витальевна — музыкальный руководитель.
- На 01.09.2021 года в МБДОУ «Детский сад «Берёзка» воспитываются 17 детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями речи) и 3 ребенка-инвалида..
Паспорт доступности (корпус 1)