Причины и виды нарушений в речевом развитии детей дошкольного возраста.docx

Речь — один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. Речь одновременно — необходимая основа мышления и его орудие. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция и другие) развиваются и совершенствуются в процессе овладения речью. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Речь выступает как средство регуляции психической деятельности и поведения, организует эмоциональные переживания. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.  

Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

  1. Они не соответствуют возрасту говорящего.
  2. Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
  3. Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
  4. Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
  5. Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
  6. Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.

Причины нарушений речи:

  • соматическая ослабленность;
  • замедленное психофизическое развитие;
  • отягощенная наследственность, травмы;
  • неправильное строение органов речевого аппарата;
  • невнимание к речевому развитию детей в младшем возрасте;
  • двуязычие в семье и др.

В рамках общеобразовательного детского сада, как правило, мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:

  1. Фонематическое нарушение (ФН) – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. (Сенсорное нарушение речи).

Низкий уровень фонематического восприятия в жизни выражается в следующем:

  • Неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
  • Нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слова.
  1. Фонетическое нарушение (дислалия) – нарушения артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики. Ребенок не может правильно выполнять движения органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается. (Моторное нарушение речи). Однако речь детей претерпевает в процессе развития ребенка изменения: так, в возрасте 3 лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма. В логопедической практике существует термин – возрастная дислалия. Поэтому, при знакомстве с медицинскими картами детей до 4 – 4,5 лет, вы встретите именно этот термин.
  2. Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)– нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушения восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

Недостатки произношения на практике проявляются в следующем:

  • Замена звука на более простой по артикуляции
  • Нестабильное использование звука в речи
  • Искаженное произношение звука

   У ребенка может быть нарушено произношение 1 звука или нескольких.

 Все эти дети получают помощь в рамках общеобразовательного детского сада.

  1. Часто встречаются дети и с общим недоразвитием речи (ОНР), т. е. дети, у которых нарушено и звукопроизношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто строят предложения, неправильно употребляют окончания, испытывают трудности при словоизменении и словообразовании. В некоторых случаях (крайне редко) у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группу попадают дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
  2. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, которое характеризуется запинками при произнесении первого звука слова или прерывистостью речевого потока. К этому расстройству не относят тех заминок и сбоев в ритме речи, которые возможны у нормально говорящих. яндекс Главные отличия – в ощущении мышечного напряжения у заикающегося, утрате контроля над органами речи.

Как вести себя с заикающимся ребенком:

  • не стоит обращать особое внимание ребенка на его речевое нарушение Значительно лучше его речь от этого не станет, а фиксация на этом может привести к нежелательным последствиям;
  • ни в коем случае ну связывайте неудачи ребёнка с его речевым нарушением;
  • объективно подчеркивайте достоинства своего ребенка;
  • поощряйте его общение с другими детьми;
  • не стоит напоминать ребенку о психических травмах и неприятных переживаниях;
  • обратите внимание на чередование периодов улучшения и ухудшения речи. Проанализируйте ситуации и обстановку, в которых речь улучшается, и способствуйте развитию этих ситуаций.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Прокрутить вверх